Правильная работа системы охлаждения (СО) очень важна, поскольку от нее зависит производительность вашего мотора, а также вероятность возникновения перегрева двигателя или отсутствие такового. Для того чтобы в системе охлаждения всегда все было "ровно" и циркуляция антифриза была бесперебойной, необходимо регулярно следить за состоянием охлаждающей жидкости (ОЖ) и всей системы. Нужно регулярно менять ОЖ и при необходимости производить промывку системы охлаждения.
Как промыть систему охлаждения?
Промывку СО можно осуществлять несколькими способами, например самостоятельно или воспользовавшись услугами СТО. Второй способ, безусловно, намного проще и скорее всего, будет более качественным нежели первый, однако вместе с тем он намного дороже, да и к тому же не всегда есть возможность поехать на СТО и оставить свою машину на несколько часов, а то и на день. В общем, как не крути, промыть систему охлаждения своими руками намного проще, нежели в автосервисе. К тому же сделать это совсем несложно, достаточно иметь понятие и знать кое-какие тонкости этой процедуры.
Какой бывает очистка системы охлаждения?
Существует два основных способа очистки СО:
- Внешняя – предусматривает отмывание приклеившихся к радиатору мелких насекомых, пыли, песка, кусочков асфальта и прочего мусора, который встречается на дорогах общего пользования. Данная чистка выполнятся при помощи мощной струи, которая смывает грязь и возвращает решетке чистоту. При выполнении такой очистки будьте внимательны, чтобы мощной струей не повредить соты радиатора.
- Внутренняя – предусматривает промывку всей системы охлаждения изнутри, то есть удаление ржавчины и накипи, продуктов разложения моторного масла, резины и тосола.
Источники загрязнений системы охлаждения двигателя
- Вода
Если вы льете в СО воду вместо антифриза, будьте готовы к тому, что у вас появится накипь. Вода содержит соли, которые оседают на стенках системы охлаждения, водяной помпе и др. деталях, затрудняя циркуляцию ОЖ по системе или не позволяя водяной помпе гонять антифриз по рубашке охлаждения.
- Антифриз и Тосол
Принято полагать, что антифриз не образует накипи, однако если вы будете игнорировать его своевременную замену или в систему попадут другие химические элементы (моторное масло, резина, герметик, выхлопные газы) антифриз начинает распадаться, при чем его присадки, направленные на борьбу с коррозией, ложатся толстым слоем на стенках системы охлаждения. Кроме ухудшения циркуляции нарушается также теплоотдача магистралей, из-за чего двигатель постоянно работает при высокой температуре, что так или иначе, ведет к перегреву двигателя.
Чем промывают систему охлаждения?
Чаще всего используют:
- Подкисленную или обычную воду.
- Дистиллят.
- Специальные жидкости для промывки системы охлаждения.
Вода – не самый подходящий вариант, однако если у вас вообще нет больше ничего "под рукой", то подойдет и вода, правда большого эффекта не ждите, обычная вода не может отъесть накипь и толстый слой различного рода отложений. Лучше всего использовать дистиллированную воду, если нет и такого, то используйте кипяченую. Принцип следующий: заливаете воду, заводите двигатель и даете ему полчаса поработать на холостых оборотах Затем двигатель глушится, а промывочная жидкость сливается. Повторять промывку можно до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет такой же как и при заливке, то есть полностью чистой.
Недостатки промывки водой: образование накипи, низкая эффективность.
Промывка подкисленной водой чаще всего используется в случае образовании накипи, которую легко обнаружить в слитом антифризе, кусочки (хлопья) накипи хорошо будут видны на дне слитой жидкости. В таком случае следует понимать, что обыкновенная вода не даст абсолютно ничего. Для борьбы с накипью вам потребуется добавить в воду один из этих компонентов:
- Молочная кислота.
- Уксусная эссенция.
- Каустическая сода.
Добавление кислоты выполняется аккуратно и по чуть-чуть, избыток — также недопустим. Переборщив с кислотой, можно повредить пластиковые и резиновые элементы системы охлаждения. Раствор заливается в систему, после чего его оставляют на 4-8 часов. В процессе двигатель рекомендуется время от времени прогревать до рабочей температуры, примерно каждые 2-3 часа. В конце вся система промывается при помощи дистиллированной воды.
Спецсредства – используются профессионалами, т. к. этот способ промывки системы охлаждения является оптимальным и наиболее эффективным. Средства для промывки СО способны удалять загрязнения различного типа и состава.
Большинство отложений делятся на две категории:
- Жир и органика – бороться с ними лучше при помощи щелочи.
- Накипь – для борьбы с таким загрязнением лучше использовать кислотные растворы.
При этом необходимо учитывать некоторые нюансы, например о том, что кислота и щелочь — несовместимы, они нейтрализуют друг друга, поэтому смешивая их, вы тратите свои деньги и время зря. Кроме того, они негативно влияют на всю систему охлаждения.
Учитывая вышесказанное, все промывочные жидкости можно условно разделить на четыре группы:
- Кислотные.
- Щелочные.
- Двухкомпонентные.
- Нейтрального типа.
- Средства на основе кислот и щелочи мало популярны, в чистом виде их практически нет, точнее есть, но найти тяжело. Почему? Причина непопулярности в их негативном влиянии на всю СО, а также резиновые и пластиковые детали в частности. При взаимодействии они просто плавятся или деформируются.
- Двухкомпонентные средства – имеют большую популярность и весьма востребованы. В их состав входят два раствора (щелочь и кислота), которые по очереди заливаются в радиатор, но ни в коем случае не вместе.
- Средства нейтрального типа – не содержат в своем составе агрессивных щелочей или кислот, а их применение чаще всего носит исключительно профилактический характер. Правда есть и такие, которые в силах удалить даже самые сильные загрязнения.
В составе нейтральных средств содержатся следующие компоненты:
- Диспергенты предотвращающие отвалившимся частичкам грязи и накипи снова прилипать к поверхности магистрали.
- Основное чистящее средство.
- Защитные средства, предохраняющие систему от воздействия щелочи и кислоты.
- Ингибиторы коррозии.
- Растворы для обработки пластиковых и резиновых компонентов.
Подведем итоги
Как видите, промывка системы охлаждения это не просто — залить воды и подождать, это более сложный процесс, требующий понимания особых тонкостей и секретов, без которых процедура может пройти впустую или нанести еще больший вред СО. Если вы не уверены в том, что у вас получится, рекомендую обратиться к специалистам. Если же у вас есть желание, но вы боитесь "напортачить" — купите готовую жидкость для промывки системы охлаждения и действуйте согласно инструкции.
Последние комментарии