Вариатор или «автомат» — что выбрать лучше? Узнай о «плюсах» и «минусах» вариатора и АКПП
На первый взгляд найти отличия между вариаторной коробкой передач и автоматической довольно сложно, однако несмотря на это, отличия есть и касаются они не только всем известной плавности "варика". В этой статье я попытаюсь перечислить все преимущества и недостатки каждого из претендентов и подвести итоги для того, чтобы вы могли определиться, что же все-таки лучше - вариатор или автомат.
АКПП
АКПП — автоматическая коробка переключения передач или сокращенно "автомат" — это трансмиссия, в которой переключение передач происходит в автоматическом режиме. Первые автоматы были 2-3-ступенчатые, чуть позже появились 4 и 5-скоростные АКПП, сегодня можно встретить 6-7 и даже 8-9-ступенчатые. Автомат имеет сложную конструкцию и включает в себя планетарные передачи, гидроблок и гидротрансформатор. Роль сцепления в автоматических коробках выполняет гидротрансформатор, задача которого не только обеспечить сцепление коробки с двигателем, но и к тому же сглаживает вибрации и рывки, которые происходят во время переключения скоростей.
Основные преимущества автоматической трансмиссии
- Удобная в эксплуатации, особенно в городе.
- Совместима с любым типом мотора независимо от его мощности.
- Оптимальное своевременное переключение скоростей, которое в итоге положительно влияет на срок службы мотора.
Основные недостатки "автомата"
- Повышенный расход топлива.
- Не всегда оптимальные переключения. Бывают случаи, когда АКПП "не понимает", что нужно водителю и держит слишком низкую или слишком высокую передачу очень долго. В итоге, происходит перерасход топлива и к тому же это раздражает.
- Машины с "автоматами" боятся буксировки, а также пробуксовок.
- Довольно дорогое обслуживание, а также ремонт.
Вариатор
Вариаторная трансмиссия или CVT (от англ. continuously variable transmission) по сути, не является коробкой переключения передач, по той простой причине, что у нее их просто нет, именно поэтому вариатор часто называют бесступенчатой трансмиссией или бесступенчатой КПП. Характерным отличием вариатора является его плавность, точнее плавность увеличения скорости отсутствует.
Крутящий момент на вариаторе передается посредством ремня, который объединяет два конусных шкива. Принцип довольно простой, в зависимости от положения шкивов меняется передаточное число, когда шкивы расходятся, ремень становится в нулевую позицию и движется по самой маленькой окружности. Если необходимо резко увеличить скорость, шкивы сдвигаются и передаточное число увеличивается, а вместе с тем и скорость автомобиля. У некоторых вариаторов имеются запрограммированные предустановки положений шкивов, которые активируются блоком управления. Кроме того, благодаря такой опции, вариатор умеет «симулировать» поведение АКПП или вовсе позволяет производить переключение вручную. Ремни первых вариаторов были кожаными, сейчас им на смену пришли наборные металлические конструкции на резинометаллической основе.
Преимущества вариатора
- Плавное ускорение и отсутствие толчков.
- Мгновенная смена скоростей.
- Очень удобен в городских условиях.
- Резкое ускорение.
Недостатки вариатора
- Существуют ограничения по максимальному крутящему моменту, то есть вариатор не установишь на любой мотор.
- Специфический звук во время разгона.
- Недолговечность и дорогостоящий ремонт.
Ответить однозначно на вопрос, что лучше вариатор или "автомат" довольно сложно, у каждого из них есть как «плюсы» так и "минусы", однако если брать в мировом масштабе, то можно отметить, что дорогие автомобили, как правило, оборудуются АКПП или "роботами", вариаторы встречаются на более бюджетных авто. Также можно отметить, что машин с вариаторами намного меньше, нежели с "автоматами", это свидетельствует о том, что автопроизводители все же отдают предпочтение АКПП, а также о том, что в борьбе — вариатор против "автомата", пока что побеждает второй.